Методическая работа
Методическая работа – это часть системы непрерывного образования воспитателей, педагогических кадров. Целью методической работы является освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания; повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно – воспитательной, коррекционно-развивающей работы; обмен опытом. Методическая работа осуществляется в течение учебного года и органично соединяется с повседневной практикой педагогов. Главное в методической работе – оказание реальной, действенной помощи всем членам педагогического коллектива. Методическая работа – это комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога. Методическая работа осуществляется по следующим направлениям:
— учебно-воспитательная деятельность (проведение коррекционных занятий, предусмотренных учебными планами и программой; проведение консультаций по предметам; анализ познавательной деятельности воспитанников; организация кружковой и досуговой деятельности),
— учебно-методическая деятельность (совершенствование качества коррекционно-развивающего процесса; повышение профессионального уровня ведения коррекционных занятий; осуществление разработок и совершенствование методических и дидактических материалов к занятиям; совершенствование базы специальных кабинетов и средств повышения наглядности обучения),
— организационно-методическая деятельность (осуществление взаимодействия с внешними и внутренними структурными подразделениями интерната; организация выполнения плана работы отделения на учебный год; организация повышения профессионального мастерства педагогов),
— информационно-аналитическая деятельность (анализ результатов деятельности педагогов; информирование о новых нормативных документах и изменениях в коррекционно-развивающем процессе, о новых программах, технологиях и учебно-методическом обеспечении),
— консультационная деятельность (оказание всесторонней помощи сотрудникам отделения).
Формы методической работы:
Тематические педагогические советы;
Методические объединения;
Открытые занятия и их анализ;
Мастер-классы;
Посещение / взаимопосещение и анализ занятий;
Педагогический мониторинг;
Педагогическое наставничество.
При планировании методической работы семейного центра – интерната педагогический коллектив стремится отобрать те формы работы, которые позволяют оптимально реализовать программы воспитания и обучения.
Методическая работа 2021-2022 учебный год.
В 2021 – 2022 учебном году педагогический коллектив нашего учреждения продолжит работать над единой методической темой: «Совершенствование воспитательного и коррекционно-развивающего процесса с целью своевременной активной помощи детям с интеллектуальными нарушениями, их разностороннего развития и успешной социализации».
Цель МО на 2021- 2022 учебный год: Создание условий для совершенствования профессиональной деятельности воспитателей и специалистов отделения и организации воспитательного и коррекционно-развивающего процесса.
Задачи МО на 2021-2022 учебный год:
- внедрение инновационных коррекционно-развивающих технологий в ежедневную практику воспитательной работы;
- повышение педагогического мастерства воспитателей, уровня их профессиональной компетентности;
- реализация творческих способностей воспитателей, обобщение педагогического опыта через организацию открытых мероприятий воспитательного характера;
- оказание необходимой методической помощи воспитателям в решении основных проблем организации воспитательной работы;
- подготовка и обсуждение методических пособий и дидактических материалов;
- укрепление учебно-материальной базы.
Согласно плану методической работы, в 2021-2022 учебном году будет организовано 8 заседаний методического объединения педагогов по следующим темам:
1. «Установочное заседание»
2. «Особенности социальной адаптации воспитанников с интеллектуальными нарушениями» (применение карточек-подсказок на занятиях)
3. «Организация досуга как эффективное средство выявления и развития творческого потенциала детей с интеллектуальными нарушениями»
4. «Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта»
5. «Развитие умственных способностей детей с интеллектуальными нарушениями средствами игровых технологий»
6. «Формирование навыков вербальной и невербальной коммуникации у детей с интеллектуальными нарушениями»
7. «Игры с песком как одно из средств успешной социализации детей с интеллектуальными нарушениями»
8. Итоговое заседание
Методическая работа 2020-2021 учебный год.
В 2020 – 2021 учебном году педагогический коллектив отделения психолого-педагогической помощи будет работать над единой методической темой: «Совершенствование воспитательного процесса с целью своевременной активной помощи детям с интеллектуальными нарушениями, их разностороннего развития и успешной социализации».
Согласно плану методической работы, в 2020-2021 учебном году будет организовано 8 заседаний методического объединения педагогов по следующим темам:
1. Установочное заседание.
2. «Развитие познавательных интересов детей с интеллектуальными нарушениями на воспитательных занятиях»
3. «Развитие физических качеств и творческих двигательных способностей детей через новые варианты подвижных игр»
4. «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей с интеллектуальными нарушениями»
5. «Детское экспериментирование – средство познавательного развития детей с интеллектуальными нарушениями»
6. «Бинарные коррекционно-развивающие занятия как способ развития творческих способностей и речи детей с интеллектуальными нарушениями»
7. «Формирование социальных компетенций у детей с интеллектуальными нарушениями в условиях семейного центра»
8. Итоговое заседание.
Установочное заседание.
Открытое воспитательное занятие по интеллектуально-познавательному направлению на тему «Электроприборы - домашние помощники».
«Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей с интеллектуальными нарушениями»
Досуговое открытое занятие на тему «В гостях у волка и семи козлят».
«Детское экспериментирование – средство познавательного развития детей с интеллектуальными нарушениями»
Открытое интегрированное познавательное занятие по теме: «Волшебница Вода».
«Бинарные коррекционно-развивающие занятия как способ развития творческих способностей и речи детей с интеллектуальными нарушениями»
Открытое бинарное занятие логопеда и воспитателя на тему «Как на масленой неделе!»
Открытое занятие по социально-бытовой адаптации на тему «Волосы. Уход за ними».
Методическая работа 2019-2020 учебный год.
В 2019- 2020 учебном году педагогический коллектив КДДИ будет работать над единой методической темой: «Взаимодействие педагогов (воспитателей и узких специалистов: логопеда, учителя-дефектолога, психолога, музыкального руководителя и др.) в коррекционно-развивающем сопровождении воспитанников с интеллектуальными нарушениями».
Согласно плану методической работы, в 2019-2020 учебном году будет организовано 8 заседаний методического объединения педагогов по следующим темам:
1. Установочное заседание.
2. «Фольклор как средство развития речи детей с интеллектуальными нарушениями»
3. «Логоритмика – способ развития речи детей с интеллектуальными нарушениями»
4. «Альтернативная коммуникация как средство формирования навыка общения у детей с интеллектуальными нарушениями»
5. «Развитие речи у детей с интеллектуальными нарушениями на музыкальных занятиях»
6. «Развитие графомоторных навыков с использованием нетрадиционных форм обучения»
7. «Использование методов и приемов арт-терапии для развития высших психических функций в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями»
8. Итоговое заседание.
ОКТЯБРЬ 2019 г.
Открытое воспитательное занятие с элементами фольклора «Веселые посиделки».
НОЯБРЬ 2019 г.
Открытое воспитательное занятие с использованием логоритмических упражнений «Путешествие кота Василия к бабушке Арине».
ДЕКАБРЬ 2019 г.
Открытое воспитательное занятие с использованием карточек PECS «День рождения у Даши».
ФЕВРАЛЬ 2020 г.
Открытое музыкальное занятие «Звуки музыкальные и шумовые».
Методические объединения 2018-2019 учебный год.
В 2018- 2019 учебном году педагогический коллектив КДДИ будет работать над единой методической темой: повышение качества воспитательно-образовательного процесса через освоение новых воспитательных технологий.
Цель методической работы – освоение рациональных методов воспитания детей; повышение качества воспитания за счет технологий, обеспечивающих успешность самостоятельной деятельности каждого воспитанника, уровня методического мастерства педагогических работников семейного центра.
Согласно плану методической работы, в 2018-2019 учебном году будет организовано 6 заседаний методического объединения педагогов по следующим темам:
1. Установочное заседание, на котором будут рассмотрены вопросы:
- Утверждение и корректировка плана методической работы на 2018-2019 учебный год.
- Планирование работы педагогов по самообразованию.
- Составление графика взаимопосещения занятий
- Утверждение тематики и сроков проведения открытых мероприятий.
2. Методическое объединение в рамках спортивно-оздоровительной работы
3. Методическое объединение в рамках трудового воспитания и профориентации
4. Методическое объединение в рамках экологического воспитания
5. Методическое объединение в рамках гражданско-патриотического воспитания
6. Итоговое заседание (подведение итогов работы методических объединений за год). Обсуждение планов на следующий учебный год.
МАЙ 2019 г.
Открытое занятие: «Государственные символы нашей Родины».
![]() |
![]() |
![]() |
АПРЕЛЬ 2019 г.
Открытое занятие: Познавательно-игровая программа «Весеннее путешествие».
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Открытое занятие: «Вот они какие, ёжики лесные!».
МАРТ 2019 г.
Открытое занятие: «В мире профессий».
ФЕВРАЛЬ 2019 г.
Открытое занятие «Квест - игра «Секрет здоровья»».
Открытое занятие «Путешествие в страну Здоровья».
Одной из эффективных форм системы непрерывного образования воспитателей являются заседания методического объединения педагогов нашего учреждения.
Целью работы методических объединений на этот учебный год является совершенствование форм и методов воспитания через повышение педагогического мастерства воспитателей.
На 2017-2018 учебный год составлен план проведения методических объединений на следующие темы:
- «Роль настольно-печатных игр в воспитании самостоятельности детей с интеллектуальными нарушениями»,
- «Роль мелкой моторики в развитии ребенка с нарушением интеллекта»,
- «Особенности формирования социально-бытовых навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью»,
- «Развитие связной речи детей с ОВЗ при обучении сочинению (составление описательных рассказов) по картинам»,
- «Использование средств музейной педагогики в изобразительной деятельности»,
- «Воспитание анализаторов у умственно отсталых детей»,
- «Обучение ориентировке в пространстве детей с интеллектуальными нарушениями»,
- «Работа с детьми разных образовательных потребностей».
АПРЕЛЬ 2018
«Обучение ориентировке в пространстве детей с интеллектуальными нарушениями»
МАРТ 2018
«Воспитание анализаторов у умственно отсталых детей»
ФЕВРАЛЬ 2018
«Использование средств музейной педагогики в изобразительной деятельности»
ЯНВАРЬ 2018
«Развитие связной речи детей с ОВЗ при обучении сочинению (составлению описательных рассказов) по картинам»
ДЕКАБРЬ 2017
«Особенности формирования социально-бытовых навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью»
НОЯБРЬ 2017
«Роль мелкой моторики в развитии ребенка с нарушением интеллекта»
ОКТЯБРЬ 2017
«Роль настольно-печатных игр в воспитании самостоятельности детей с интеллектуальными нарушениями»
В интернате в 2016 – 2017 учебном году велась методическая работа, главным содержанием которой стало внедрение нового ФГОС. Одной из главных тем методических объединений стала реализация программ по внеурочной деятельности: «Нравственное развитие», «Формирование экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни». В течение учебного года были подготовлены и зачитаны 9 докладов на актуальные темы, касающиеся образования детей с интеллектуальной недостаточностью, проведены 11 открытых уроков с детьми разных возрастов.
Октябрь
«Основы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Ноябрь
«Воспитание культурно – гигиенических навыков посредством дидактической игры»
Декабрь
Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство совершенствования психических процессов. Интегрированное занятие с психологом.
Январь
Ручной труд как средство развития творческих способностей, коррекция недостатков развития умственно – отсталых детей.
Февраль
Метод стимулирования нравственного развития детей с нарушением интеллекта.
Март
Профилактика вредных привычек и формирование здорового образа жизни.
Апрель
Развитие речи детей через полисенсорное ознакомление с природой.
Май
«Влияние ИКТ на повышение учебной и творческой мотивации»
22 апреля 2016г. состоялось заседание методического объединения на тему «Значение рифмовок для формирования лексико-грамматической системы языка». Открытое занятие по данной теме провела Воронкова Е.В.: «Поэтическая мастерская».
Данное занятие было методически построено правильно, четко прослеживалась тема и цель. Были выделены конкретно те задачи, которые реализовывались на протяжении всего занятия.
![]() |
![]() |
![]() |
Занятие состояло из нескольких этапов:
- организационного момента, где активизировалось внимание детей, устанавливался положительный эмоциональный фон, а также была сообщена тема занятия;
- основной части, где дети знакомились с материалом, выполняли различные задания и упражнения;
- физкультминутки и музыкальной паузы для закрепления звукопроизношения, отдыха и расслабления детей;
- заключительной части, где подводились итоги занятия.
![]() |
![]() |
На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и были активными помощниками. Это позволило сохранить у детей положительный эмоциональный настрой в течение всего занятия. Лексический материал для занятия был подобран с учетом возрастных и речевых особенностей детей.
Особо следует отметить умелое использование разнообразных методических приемов (словесных, наглядных, практических), применение информационно-коммуникативных технологий (мультимедийная презентация), разнообразного наглядного и раздаточного материала.
Методическое объединение на тему «Инновационные технологии
физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ОВЗ».
19 апреля 2016 года прошло очередное методическое объединение на тему «Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ОВЗ». Открытое занятие по данной теме провел инструктор по физической культуре - Умяров Р.Р.
Занятие было построено в соответствии с задачами на данный период, основными физиологическими принципами и уровнем подготовленности детей. Инструктор использовал разнообразные методические приёмы и способы организации детей для выполнения упражнений с целью увеличения их двигательной активности. Эффективно использовал разнообразный спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение, повышающее эмоциональное состояние и активность детей при выполнение упражнений.
Сюрпризный момент в конце занятия сохранил и еще больше поднял эмоциональное настроение детей.
Занятие прошло на хорошем уровне, все воспитанники принимали активное участие во всех предложенных упражнениях, не смотря на то, что не у всех все получалось, дети очень старались.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Методические объединения, проведенные в 2015-2016 учебном году
15.04.16 г. в интернате был проведен мастер – класс, на котором педагогам было предложено создать объемную картину «Нежность» в технике «Пейп-арт». Участникам нужно было сделать, из жгутиков, скрученных из бумажных салфеток, лепесток лилии. Перед началом практической части сотрудникам была показана презентация с поэтапным изготовления лепестка, а также было сделано сообщение об истории возникновения этой техники. Мастер – класс проходил в теплой дружеской обстановке, педагоги с интересом выполняли задания, обменивались мнениями. В ходе работы всем оказывалась индивидуальная помощь, и давались рекомендации по изготовлению лепестка. Конспект занятия.
14.04.16 г. воспитателем Сметанкиной Е.В. было проведено открытое занятие по развитию речи, основу которого была положена тема методического объединения «Значение рифмовок для формирования лексико-грамматической системы языка». Содержание занятия полностью отражало тему объединения и было выдержано по структуре. Занятие было насыщено разнообразными видами деятельности, наглядным и раздаточным материалом. Мальчики с большим интересом выполняли все предложенные им задания ( массаж лица, дидактические игры и задания, музыкальная артикуляционная упражнения, динамические паузы), активно работали у доски и за партами. Елена Вениаминовна в ходе занятия использовала игровые, коммуникативно – информационные, здоровье сберегающие технологии.
13 апреля 2016 г. состоялось методическое объединение «Инновационные технологии физкультурно – оздоровительной работы с детьми с ОВЗ». Инструктор по физической культуре Корнеев Д.И. провел открытое занятие, на котором воспитанники соревновались на звание лучшего «космического экипажа». Все этапы занятия проходили в эмоционально активной обстановке, дети охотно принимали участие во всех, предложенным им заданиях. Мальчики старательно выполняли каждое упражнение. Денис Игоревич применял здоровье сберегающие, игровые технологии, использовал личностно – ориентированный подход. Теоретическое обоснование, использованных методов и приемов, изложила Костюхина И.С.
01.04.2016 г. в интернате прошло открытое занятие в компьютерном классе «Умственное развитие детей на занятиях в компьютерном классе». Педагог дополнительного образования Большаков С.В. в ходе занятия познакомил девочек (15 – 17 лет) с такими устройствами как принтер, сканер. Также девочки упражнялись в работе с графическим планшетом, создавая каждая свой пейзаж. На занятии широко применялись здоровьесберегающие технологии (закрепление правил посадки на стуле, за компьютером, гимнастика для глаз и др.). После занятия Семен Викторович сделал сообщение по теме методического объединения, раскрыв теоретические аспекты влияния занятий в компьютерном классе на познавательное развитие детей.
31.03.2016 г. была проведена интерактивная игра «Весна» для детей с расстройствами аутичного спектра с целью наглядно показать их родителеям приемы и методы работы с данной категорией детей. Занятие проводили воспитатель Гусева Е.В., логопед Бурилова О.В. и музыкальный работник Алферова А.В.. Содержание занятия было направлено на улучшение взаимодействия родителей и детей, родителей и специалистов интерната. Задачами игровых комплексов были: совершенствование общей и мелкой моторики, расширение пассивного словаря, развитие слухового и зрительного внимания, памяти, обучение чётким координированным движениям во взаимосвязи с речью, обучение выполнению инструкций. На этом занятии использовались элементы глобального чтения, логоритмики, предметно – практической деятельности, сенсорной интеграции.
29.01.2016 г. воспитатели Ольференко Т.В. и Ильина С.И. продолжили методическое объединение по теме «Специфика формирования приема понимания смысла пословиц и поговорок у детей с трудностями в обучении».
Татьяна Вячеславовна дала открытое занятие по чтению, на котором дети (14 – 16 лет) показали прочные знания о пословицах и поговорках, их значении и многообразии. Так как уровень развития детей в группе различный, ею был применен дифференцированный подход при выполнении детьми практических занятий. На занятии использовались здоровьесберегающие, информационно - коммуникативные технологии. В свою очередь Светлана Ивановна провела теоретическое обоснование используемых приемов работы с детьми при знакомстве с пословицами и поговорками.
26.01.16 г. воспитателем Семченко Т.Н. было открыто методическое объединение по теме «Специфика формирования приема понимания смысла пословиц и поговорок у детей с трудностями в обучении». Таисия Николаевна провела открытое занятие по внеклассному чтению. Предметом исследования на занятии стал русский фольклор, а именно, пословицы и поговорки. В ходе занятия ею были применены различные методы обучения: словесные (рассказ, разъяснения, опрос), наглядные (иллюстрации, презентация), практические (выполнение детьми заданий). Мальчики (15 – 17 лет) в течение всего занятия показали себя знатоками пословиц и поговорок, ловко их отличали и определяли, активно участвовали во всех им предложенных заданиях и упражнениях.
11.12.2015 г. было проведено открытое занятие на тему «Сущность моделирования как метод педагогического взаимодействия». На занятии по экологии «Что такое снег» воспитатель Синельникова Е.С.. использовала разнообразные методы и приемы : словесные, наглядные (ИКТ), практические. Дети среднего школьного возраста с интересом узнавали материал об образовании снега, его вреде и пользе, приняли активное участие в изготовлении модели снежинок, практическим путем убедились, почему снег скрипит под ногами и как образуются хлопья снега. Каждый ребенок в ходе занятия принял участие в выполнении тех или иных заданий, все старались четко следовать инструкциям воспитателя и правильно отвечать на вопросы по новой теме.
08.12.2015 г. прошло методическое объединение на тему «Сущность моделирования как метод педагогического взаимодействия». Открытое занятие по развитию речи «Овощи нашего огорода» провел воспитатель Евланов Е.В.. В ходе занятия в работе с детьми Евгений Владимирович активно использовал как материальные (муляжи, реальные овощи), так и знаковые модели (схемы, таблицы, инструкции). На занятии были использованы информационно – коммуникативные и здоровьесберегающие технологии. Ребята среднего школьного возраста в течение занятия с помощью схем отгадывали загадки, по таблицам и реальным предметам составляли описательные рассказы, с опорой на разные виды моделей выполняли дидактические упражнение на внимание, память, мышление, закрепили знания о многообразии видов овощей, их росте и уходе за ними. Мальчики работали активно, каждый хотел принять участие в предложенных заданиях и упражнениях. Теоретическое обоснование по теме методического объединения подготовил воспитатель Иванов В.И., в котором были представлены актуальность метода моделирования, его эффективность при обучении умственно – отсталых детей.
![]() |
![]() |
![]() |
27.11.2015 г. прошло методическое объединение на тему «Развитие представлений о величине предметов». Открытое занятие по сенсорному развитию «Большой - маленький» провела воспитатель Конышева Н.А.. На занятии ею широко использовались наглядные и практические приемы, которые реализовывались при помощи игровых и здоровьесберегающих технологий. Детям дошкольного возраста (вторая младшая) было предложено сравнить по величине медведей, домики, «прогуляться» с мишками по лесу и собрать шишки (динамическая пауза), а также подготовить им домики к зиме (конструирование из мягких модулей). Все части занятия носили игровой характер, в которых главной задачей было сравнение предметов по величине (большой - маленький). Воспитатели старались вовлечь в игру всех детей. Эмоциональный фон в ходе всего занятия был ровным дружелюбным, отзывчивым. Теоретическое обоснование по теме методического объединения подготовила воспитатель Трусова Л.В., в котором были представлены актуальность темы, методы и приемы работы с умственно – отсталыми детьми при знакомстве с величиной, а также этапы формирования представлений о величине.
![]() |
![]() |
![]() |
19.11.2015 г. прошло методическое объединение на тему «Художественная литература как средство воспитания культуры поведения». Открытое занятие по чтению «Урок доброты и честности» провела воспитатель Шилкина Н. Л.. На занятии ею были использованы наглядные (презентация, просмотр фрагмента мультфильма «Честное слово»), словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия) и практические приемы (дидактические задания, чтение произведения). Мальчики старшего школьного возраста на занятии познакомились с 10-ю правилами дружбы, рассказали о положительных и отрицательных чертах характера людей, через произведение Л. Пантелеева закрепили понятие о честности, отзывчивости и сделали выводы по обсуждаемым темам на занятии. Все мальчики на занятии активно отвечали на вопросы, с охотой вступали в дискуссию и вели беседу, увлеченно работали на местах и у доски.
![]() |
![]() |
![]() |
29.10.2015 г. прошло методическое объединение на тему «Художественная литература как средство воспитания культуры поведения». Открытое занятие по внеклассному чтению «Книга учит нас добру» провела воспитатель Иванова Р. Л.. На занятии ею широко использовались наглядные, словесные и практические приемы, которые реализовывались при помощи информационно – коммуникативных, игровых и здоровьесберегающих технологий. Мальчикам среднего школьного возраста было предложено по иллюстрациям назвать известные произведения, описать сюжеты ранее прочитанных и увиденных жизненных ситуаций, оценить персонажей и их поступки. Также ребят познакомили с новым стихотворением, имеющим нравственное содержание. Все дети на занятии были активны: отвечали на вопросы, поддерживали беседу, работали на местах. Эмоциональный фон в ходе всего занятия был ровным дружелюбным, отзывчивым. Теоретическое обоснование по теме методического объединения подготовила воспитатель Гусева Е. В., в котором были представлены актуальность темы, методы и приемы работы с умственно – отсталыми детьми при знакомстве с детской литературой.
27.10. 2015 г. для педагогического коллектива педагогами дополнительного образования Морозовой Е.В. и Малашковой Т.Ю. был проведен мастер – класс «Цумами - канзаши», на котором педагогов познакомили с историей возникновения техники, основными базовыми принципами работы в технике «Цумами канзаши». Также сотрудникам отделения психолого – педагогической помощи было предложено самостоятельно изготовить цветок из 12 лепестков округлой формы. Мастер – класс прошел на увлекательной позитивной творческой ноте. Результатом работы коллектива стала творческая работа «Небесный нюанс».
14 сентября 2015 года в "Семейном центре "Коломенский" прошел круглый стол на тему «Технологии глобального чтения».Методическое объединение проводилось логопедом Буриловой О.В., сообщение из опыта работы было сделано воспитателем Лобановой О.И. Задачей круглого стола было ознакомить воспитателей и специалистов с различными технологиями глобального чтения. Рассматривались методики Глена Домана, Корсунской Б.Д.- Леонгард Э.И., Никольской О.С., Нуриевой Л.Г.На заседании круглого стола было предложено адаптировать различные технологии глобального чтения для аутичных детей с выраженной умственной отсталостью. Для участников был подготовлен методический материал, показан демонстрационный и раздаточный материал, видеоматериал занятий с элементами глобального чтения.
Технологии глобального чтения(скачать)
доклад глоб чтение(скачать)
Методические объединения, проведенные в 2014-2015 учебном году
20 марта 2015 в нашем доме-интернате для сотрудников педагогического отделения был проведен мастер-класс на тему: «Декоративные вазы в технике «Пейп-арт». Целью мастер-класса было – ознакомление воспитателей и специалистов с новым видом декоративно-прикладного творчества, обучение основным приемам декорирования бумажными жгутиками из обычных салфеток. Предметом декорирования послужила обычная стеклянная бутылка. Техника «Пейп-арт» вызвала большой интерес и желание применять ее в работе с воспитанниками.
10 февраля 2015 года воспитателем Беловой С.В. было дано открытой занятие по развитию речи по теме «Посуда». В основу методического объединения была положена тема «Формирование связной речи при составлении рассказов по лексическим темам с опорой на мнемотаблицы». Девочкам (9 – 11 лет) было предложено выполнить разного вида задания и упражнения для активизации и формировании речи. На занятии было использовано большое количество наглядного материала. Это и тематические картинки, это и реальные предметы посуды, это и слайд – шоу, это и просмотр фрагмента мультфильма «Федорино горе». Дети живо и активно включались во все элементы занятия. Девочки старались как можно точнее выполнить артикуляционную гимнастику, ласково назвать посуду, сделать ее классификацию, образовать прилагательное от материала посуды, описать по мнемотаблицам один из предметов, ответить на вопросы о правилах ухода за посудой.
27 января 2015 года состоялось методическое объединение на тему «Исследовательская работа на занятиях по экологии». Открытое занятие по экологии по теме «Что такое почва?» провел воспитатель Казаков С.Н. для воспитанников 15 – 17 лет. На занятии дети узнали, что такое почва, через ряд проведенных опытов выявили состав почвы, также активно обсуждали охрану почвы. Весь ход занятия сопровождался презентацией. Дети отнеслись к занятию достаточно серьезно, их интересовало абсолютно все, и новая информация, которая активно обсуждалась, очень ответственно ребята подошли к проведению опытов, точно выполняя инструкцию воспитателя. Рефлексия занятия показала, что мальчики были достаточно заинтересованными и внимательными, так как усвоили основную часть материала предложенного воспитателем.
Конспект занятия. Презентация.
21 января 2015 года было открыто методическое объединение на тему «Исследовательская работа на занятиях по экологии». Занятие по экологии для ребят 11 – 13 лет провела Меньщикова И.В.. Мальчикам было предложено узнать некоторые свойства воды. В ходе занятия воспитатель гармонично чередовал словесные и практические методы работы. Организация работы по экспериментированию была тщательно продумана воспитателем, рабочие места детей были хорошо организованы. Воспитанники с огромным интересом работали на занятии, активно отвечали на вопросы и делали предположение после очередного эксперимента. Акцент в ходе занятии был сделан на информационно – коммуникативные и здоровьесберегающие технологии.
20 декабря 2014 года было проведено открытое занятие по развитию речи «Зимующие птицы» воспитателем Мяльдзиной Ю.Б. Заявленная тема методического объединения «Развитие коммуникативных навыков через продуктивные виды деятельности». Возрастная группа участников – мальчики 9 – 11 лет. Занятие имело комплексный характер со сменой разных видов деятельности. В начале занятия воспитатель беседовала с детьми о птицах, затем дети расставляли иллюстрации к рассказу в хронологическом порядку, после чего приступили к творческой работе. Мальчишки были эмоциональны, очень активны, с усердием выполняли предложенные занятия. На занятие был использован в достаточном объеме наглядный эстетически оформленный материал. Воспитатель к занятию подошел творчески и мастерски его провел.
11 декабря 2014 года прошло первое открытое занятия методического объединения по теме «Развитие коммуникативных навыков через продуктивные виды деятельности».. Занятие по развитию речи на тему «Птичий двор» проводила Крючкова Н.В. Для девочек группы в рамках занятия были предложены разные виды деятельности, в которых они с охотой участвовали. Занятие началось с сюрпризного момента – дети отправились в путешествие с волшебным клубочком, который помог девочкам назвать друга ласково. Далее Нина Васильевна поговорила с воспитанницами об обитателях птичьего двора, их пользе для человека. Затем воспитанницы искали домашних птичек в крупе и называли их, после чего они «поселили» домашних птиц на птичий двор (петушка на забор, уточку в пруд и т.д.). В продолжении детям было предложено было сделать курятник из мармеладок и деревянных шпажек. А в заключении воспитатель совместно с детьми, используя метод «рука в руке» нарисовали пальчиками петушка. Каждый ребенок принимал посильное участие в выполнении заданий, на протяжении всего занятия применялся дифференцированный подход к детям.
28 ноября 2014 года была продолжена тема методического объединения «Занимательная математика. Использование дидактических игр по обучению счету». Занятие по счету «В гостях у ежика Ерошки» в группе девочек 12 – 14 лет провела воспитатель Суркова И.А.. Весь ход занятия был построен на одной сюжетной линии, девочкам предлагалось помочь «Ерошке» выполняя задания. Все упражнения были отражены на индивидуальных карточках, которые дублировались большим форматом у доски. На занятии были задействованы все воспитанницы. Достаточно хорошо прослеживался индивидуальный подход, отвечая у доски, либо это были ответы с места, либо это были письменные упражнения – каждому ребенку давались посильные задания.
28.11.2014 состоялось методическое объединение, тема которого «Занимательная математика. Использование дидактических игр по обучению счету». Открытое занятие по счету провела воспитатель Королева Юлия Александровна с воспитанниками в возрасте от 12 до 15 лет. На занятии были использованы здоровьесберегающие технологии, игровые приемы, технические средства обучения. Воспитателем в ходе занятия были применены словесные (опрос, объяснение), наглядные (слайды, демонстрационный материал, иллюстации), практические (решение заданий и упражнений) методы обучения. Основной целью занятия было закрепление знаний о числе, цифре, умение сравнивать числа.
Конспект занятия Королевой Ю.А.
18.11.2014 для педагогического коллектива руководителями кружков был дан мастер – класс по плетению из газетных трубочек. Целью мастер – класса было обучение технике скручивания трубочек из газет, а также знакомство с двумя видами плетения (простое и спиральное). Результатом работы каждого из присутствующих стала карандашница. Многим педагогам понравился предложенный вид ручного труда, некоторые решили для себя самостоятельно освоить другие виды плетений.
13.11.2014 в нашем интернате состоялось методическое объединение по теме «Использование устного народного творчества на занятиях по изодеятельности с использованием нетрадиционных технологий». На комплексном занятии по рисованию в дошкольной группе (дети 5 – 7 лет) воспитателем были представлены такие технологии как здоровьесберегающая, игровая, информационно – коммуникативная. На занятии в гости к детям пришли Маша и Медведь из одноименного мультика, которые предложили детям поиграть в логоритмические игры, показали зимнюю историю о себе и разрешили ребятам украсить свои наряды разноцветными ладошками.
31 октября 2014 года в КДДИ прошло методическое объединение на тему: «Коррекционно-развивающие возможности добукварного и букварного периодов обучения грамоте», в ходе которого были рассмотрены основные ошибки при обучении грамоте детей с нарушением интеллекта, даны методические рекомендации по проведению коррекционных занятий. Методическое объединение подготовила и провела учитель-дефектолог Малашкова Т.
Доклад дефектолога Малашковой Т.Ю.:
Коррекционно-развивающие возможности добукварного и букварного периодов обучения грамоте
21 октября 2014 года в КДДИ прошло методическое объединение по теме «Использование устного народного творчества на занятиях по ИЗО с использованием нетрадиционных технологий», в рамках которого было проведено занятие по рисованию «Барашек». Комплексное занятие проводила воспитатель Агудалина А.А. для детей в возрасте 7 – 9 лет с нарушениями развития. Комплексный подход позволил занятие сделать ярким, насыщенным, все дети охотно и активно включались в предлагаемые им виды деятельности. В ходе занятия воспитателем были использованы такие технологии как здоровьесберегающая, ИКТ, исследовательская, игровая. Теоретическое сообщение по теме было подготовлено воспитателем Веденеевой И.В.
Открытое занятие. Агудалина А.А.Конспект. Доклад Веденееева И.В.
10 сентября 2014 года в КДДИ прошло занятие по логоритмике «Осенняя прогулка». Это интегрированное занятие было проведено совместно логопедом Буриловой О.В. и музыкальным руководителем Алферовой М.И. для детей дошкольного возраста с множественными нарушениями развития. К занятию были привлечены воспитатели дома-интерната, которые помогали детям справится с заданиями и на практике познавали, как работает основной метод работы с такими детьми- «рука в руке».К этому занятию велась тщательная предварительная подготовка, использовались аудио и видеоматериалы, записанные с этими детьми совместно с воспитателями этой группы.
Конспект занятия логопеда Буриловой О.В. Логоритмика 2А Осенняя прогулка
За 2013-2014 учебный год были проведены методические объединения по следующим темам :
«Воспитание культуры поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью»,
Доклад воспитателя Семченко Т.Н.(скачать)
Воспитатель Погорелова Е.В. (конспект)
Социальный педагог Биянова Л. Г(конспект)
«Формирование коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью»,
Воспитатель Трусова (конспект)
Воспитатель Искусных И.Н.(конспект)
«Формирование патриотических чувств у детей в процессе духовно – нравственного воспитания»,
«Развитие конструктивно – модельных действий у детей»,
Воспитатель Ильина С.В. (конспект)
- «Игры, развивающие фантазию и словесное творчество»,
«Сенсорное воспитание детей с тяжелыми и множественными нарушениями»,
Воспитатель Шаталина Е.А. (конспект)
- «Знакомство детей с русским фольклором во взаимосвязи с экологическим воспитанием»
Воспитатель Гусева Е.В.(конспект)