Социально-трудовой реабилитации и психолого-педагогической помощи
Целями деятельности Отделения являются улучшение условий жизнедеятельности получателей социальных услуг и (или) расширение их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Отделение социально-трудовой реабилитации и психолого-педагогической помощи оказывает следующие услуги:
- социально-психологическое консультирование, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений;
-
психологическая диагностика и обследование личности;
-
психологическая помощь и поддержка;
-
социально-психологический патронаж;
-
психологическая коррекция;
-
психологические тренинги;
-
преодоление семейных конфликтов;
-
содействие восстановлению утраченных контактов с семьей, внутри семьи;
-
содействие в обучении детей и подростков по школьной программе;
-
обучение родственников практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг, получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе детьми-инвалидами;
-
социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование;
-
формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга) получателей социальных услуг;
-
организация досуга (праздники, экскурсии и другие культурные мероприятия);
-
создание условий для дошкольного воспитания детей и получения школьного образования по специальным программам;
-
налаживание межличностных и внутрисемейных отношений;
-
социально-педагогический патронаж;
-
социально-педагогическое консультирование;
-
проведение мероприятий по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам;
-
обучение основам домоводства (приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, уход за квартирой и другое);
-
организация помощи в получении образования и (или) квалификации инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с их способностями;
-
проведение мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам в целях социально-трудовой реабилитации, восстановления личностного и социального статуса;
-
обучение навыкам поведения в быту и общественных местах;
-
формирование у детей навыков общения, общежитейских навыков и умений;
-
оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности.
Психологи отделения:
-
Проводят психологическое изучение детей, используя различные организационные формы диагностической работы: индивидуальное обследование, комиссионное обследование детей с проблемами в обучении и воспитании; проводят первичную и рубежную диагностику развития учащихся;
-
оказывают консультативную помощь воспитателям по вопросам воспитания, обучения и развития детей с проблемами здоровья;
-
обеспечивают информационное и методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в вопросах специального (коррекционного) образования;
-
анализируют новые психокоррекционные и коррекционно-развивающие технологии, методы и приемы психокоррекции и диагностики;
-
анализируют коррекционно – развивающий компонент в ходе внутренних диагностических срезов;
-
участвуют в заседаниях круглого стола и семинарах по проблемам практической психологии и психолого-медико-педагогическому сопровождению воспитанников.
Педагоги отделения:
-
осуществляют работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии обучающихся (воспитанников);
-
разрабатывают индивидуальные планы развития воспитанников;
-
комплектуют группы для занятий с учетом психофизического состояния и умственного развития воспитанников;
-
проводят групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций;
-
оказывают консультативную помощь родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей с проблемами здоровья;
-
обеспечивают информационное и методическое сопровождение коррекционно-развивающего процесса в вопросах специального (коррекционного) обучения.
Учителя-дефектологи отделения осуществляют работу, направленную на:
Развитие сенсорного восприятия, психических процессов, мелкой и общей моторики, коммуникативных навыков, обогащение словаря и развитие связной речи, формирование представлений об окружающем мире, элементарных математических представлений, пространственно-временных отношений, развитие графо-моторных навыков и обучение навыкам чтения.
В своей работе учителя-дефектологи применяют инновационные технологии и максимально эффективные коррекционно-развивающие методики: мультимедийные средства и компьютерные обучающие программы с применением интерактивной доски, игровой набор «Дары Фрёбеля», пальчиковую театрализацию, цветотерапию, Су-Джок терапию, камушки «Марблс», пластилинографию, модульную гимнастику с использованием бельевых прищепок, крупотерапию, конструирование с использованием счетных палочек, игры – шнуровки, графо-моторные дорожки, мнемотаблицы.
Логопеды отделения осуществляют работу, направленную на:
Развитие понимания речи; развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнение на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительности речи); развитие общей моторики, координации движений (речь с движениями); развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, работа с мозаикой, лепка, вырезание, штриховка и т. Д. ); развитие высших психических функций (внимание, память, мышление); развитие фонематического восприятия и слуха; обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики, а также индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков; постановка звуков; автоматизация поставленных звуков; дифференциация звуков; работа над слоговой структурой слова; развитие навыков звукового анализа и синтеза; развитие лексики; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи.
Социокультурная реабилитация:
Социальная адаптация и развитие детей направлено на формирование эстетического вкуса, эмоционального положительного настроя, взаимодействие с окружающим миром. Социокультурная реабилитация воспитанников включает разнопрофильные досуговые программы: музыкальные утренники, викторины, фестивали, выездные мероприятия, акции и декады, посвященные знаменательным датам календаря и физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые направлены на формирование основ физической культуры.

Формами социальной адаптации детей с особыми нуждами в нашем интернате являются:
-
Занятия в специально оборудованной комнате – комнате социально-бытовой адаптации; - Занятия по обучению детей компьютерной грамотности, использованию мобильных устройств;
-
Занятия по обучению детей швейному делу;
-
Кружковая работа, которая представлена в виде кружков и спортивных секций:
- творческие кружки (декоративно-прикладные и художественные),
- театрально-досуговая деятельность,
- музыкальные и инструментальные кружки,
- спортивные кружки: танцы, футбол, легкая атлетика, подвижные игры;
- спортивная секция по академической гребле, которая включает в себя занятия по обучению детей плаванию.
Отделение тесно сотрудничает с организациями городского округа Коломна для организации досуга, получения дополнительного образования и спортивной подготовки детей:
бассейны: ФОК «Атлант», ФОК «Коломенский»
ледовая дорожка КЦ «Коломна»
МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 2»
МБУ ФСО «Спортивная школа олимпийского резерва по академической гребле»
«Федерация шахмат Московской области»
МБУ ДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий «Одиссея»»
МБУ ДК «Цементник» - занятия в коллективе «Светлица»
МБУ ДК «Тепловозостроитель» - занятия в Клубе «Школьник»
Отделение сотрудничает с образовательными организациями городского округа Коломна для организации получения воспитанниками образования различного уровня:
Для воспитанников подросткового возраста созданы условия получения начального профессионального обучения. По окончании обучения воспитанники получают свидетельство о квалификации с присвоением разряда. Применить полученные навыки воспитанники могут как на базе детского дома, так и при выходе из него.
Основными направлениями социально-трудовой реабилитации являются:
-
Выявление психофизического и личностного профиля ребенка-инвалида, его возможностей, потребностей и склонностей как условие проектирования и корректировки социально-трудовой реабилитации;
-
проведение мероприятий по общетрудовой подготовке детей и подростков с ограниченными возможностями;
-
организация режима работы, объема и темпа трудовой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья;
-
педагогическая помощь и поддержка в процессе социально-трудовой адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья;
-
проведение мероприятий по формированию социально-трудовых навыков (навыки самообслуживания, самоорганизации);
-
профилактика и пути решения конфликтов в группах как условие социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, социальная помощь в реабилитации в группах «риска»;
-
формирование полноценных и здоровых контактов среди сверстников. Становление жизненной перспективы;
-
проведение мероприятий по оказанию психолого-профориентационных услуг воспитанникам;
-
организация трудотерапии и предпрофессионального трудового обучения детей-инвалидов на базе учебно-производственных мастерских интерната;
-
изучение индивидуальных особенностей детей в связи с выбором профессии, проведение профессиональных консультаций, формирование положительного отношения к труду.
Социализация и адаптация в обществе:
Социально-бытовая адаптация воспитанников является одним из основных направлений воспитательной работы в нашем семейном центре. Это один из механизмов, позволяющих ребёнку активно включаться в различные структурные элементы среды, т. е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социально - культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.
Социально-бытовая адаптация органически входит в общую систему воспитательного процесса. На воспитательных занятиях в рамках реализации данного направления детям дается определенная система знаний, формируются социально-бытовые умения и навыки, которые ребята повторяют, закрепляют и расширяют в повседневной практической жизни.
Воспитательная работа по направлению «Социально-бытовая адаптация» отражена в программе воспитания и социализации воспитанников семейного центра «Я» в мире людей» в модуле «Мир, в котором «Я» живу».
Методическая работа:
Основными направлениями работы являются:
-
создание информационного банка данных,
-
методическая поддержка педагогов,
-
обмен и распространение информации о положительном инновационном опыте,
-
просвещение педагогических кадров (семинары, мастер-классы, конференции, методические объединения и педагогические советы).